Здоровые публикации о эволюции психического интеллекта

Новости

Реалистичные рассказы о детстве / Обзор рецензий на книгу Юрия Нечипоренко «Смеяться и свистеть» — М: Жук, 2012. — 176…

На велосипеде с моторчиком-мечтой (Русская жизнь, интернет-обозрение, 2012, выпуск 8) Я давно знаю этого младенца. Иногда мне кажется, что он изобрел эликсир бесконечного детства. Что вполне возможно.

Ведь он — человек учёный, доктор наук, биофизик. Двухметровый великан. Ого!

Вроде Чуковского или Михалкова. Они тоже знали секрет какого-то такого эликсира. Что всегда отличает ребёнка? Радость жизни как таковой, ясный, приветливый взгляд, говорящий великое «Да!» всему живому, и стремление к таинственному. Эти качества присуще и его перу.

Безотносительно, скрипит ли оно для детей или для взрослых. Ибо сказано: Будьте как дети! Уверен, все, кто хоть раз с ним сталкивался, очарован именно этим его свойством. Он и дружит как ребёнок: веселится, обижается, фантазирует и изобретает невероятные проекты. А ещё он — великий адепт Игры, в самом высшем и философском смысле этого слова.

Той Игры, которая делает человека свободным, снова отрывает волшебство детства. Всё то, о чем он пишет, так или иначе, незаметным для читателя образом, втягивает в Игру. Квест, стратегию, экшн. Мир Юрия Нечипоренко, его творческая манера, как литератора, необычайно близки мне.

Хоть он и родом из южнорусских палестин, но давно его детство продолжается в столице. И давно уж он составляет неотделимую часть того направления в литературе, которое я люблю более всего и никогда не устану о нем говорить: это — «Московская школа». К которой отношу таких писателей, как Сергей Казначеев, Михаил Попов, Сергей Щербаков, Светлана Чулкова и Александр Водолагин. У каждого из них есть великолепные страницы, посвященные детству.

Замечателен и сам творческий метод-направление, который воспринял и продвинул Юрий Нечипоренко. А именно — метод реализма. Иные детские литераторы изобретают фантастические, а скорее, шизофренические миры, населенные гигантскими трехголовыми тараканами на гусеничном ходу и хищными баобабами с лапами гамадрилов и чешуей каменных рыб…

Юрий же Нечипоренко изображает милую сердцу каждого человека — истинную реальность. Она в наших воспоминаниях, в наших лучших снах и надеждах. И в ней, в этой реальности, он отыскивает удивительные сюжеты и прокладывает по ней маршруты, полные приключений. Кстати сказать, подобная детская проза — исключительная вотчина русских советских писателей. Крупных и не очень.

Носова, Драгунского, Алексеева, Гайдара. Вон они — до сих пор стоят на моей «детской полке»! Отложив его книгу, я еще долго, с блаженной улыбкой на лице, лежу на диване.

Не знаю, как другие. Неужели не чувствуют то же самое? Может, они и не дети вовсе?.. Я же вглядываюсь в чудесный, залитый летним солнцем мир, где зеленым фонтаном бьёт зеленая верба, где старуха-соседка пересчитывает драгоценные золотые яблоки на своей яблоне, а по двору, как на крыльях, мчусь я сам — я смеюсь, я свищу! — на велосипеде с моторчиком-мечтой…

Ольга Колпакова (прозаик, сценарист, председатель Содружества детских писателей) Читать медленно! (Русская жизнь, интернет-обозрение, 2012, выпуск 5) Новый проект издательства «ЖУК» радостно прожужжал книгой Юрия Нечипоренко «Смеяться и свистеть». Рассказы из этого сборника (не все) доступны читателям электронного ресурса «Пампасы», некоторые из них вошли в сборник «Начальник связи», но это не делает встречу с автором, который продолжает шагать рядом с нами, насвистывая и посмеиваясь, менее приятной. «Тем, кому за 10» — названа новая серия.

Это книги для семейного чтения, причём каждый возраст найдёт там собственного героя-своего ровесника и собеседника. Но все они, эти разновозрастные персонажи, помещаются, как матрёшки, в одном образе автора (которого захочешь, а не оторвешь от лирического героя произведений), и, если читать книгу медленно, растянув на несколько лет, то и десятилетний читатель в конце сборника будет уже не бежать рядом с дядей Юрой, а шагать на равных, тоже посмеиваясь в ответ и делясь своим личным опытом. «Смеяться и свистеть» — те рассказы, которые нужно читать семьей вслух, не торопясь, с отвлечениями на разговоры, со вздохами: «а у нас…» Может, с непривычки к неторопливой беседе, дети, ожидающие динамичных приключений, зевнут пару раз. Но потом прислушаются… Слишком много перекличек, зацепок, крючочков, на которые автор цепляет читателя.

Ну кому из детей не дают обидных прозвищ (и что с этим делать?), кто из подростков не пробовал тайком курить (и что из этого получалось?), кто не боялся тайного оружия врагов-американцев (ладно, пускай сейчас другой враг на горизонте, но как с ними бороться?), кого не отправляли на олимпиады (хорошо, это не частый случай, но как приятно и этой небольшой аудитории читателей сравнить олимпиады автора со своим опытом). Открывает сборник рассказ «Дерево детства». Верба во дворе родного дома — объединяющий центр. То самое мировое дерево, известное большинству мифологий, по которому Бог, наведя порядок, поднялся на небо. Живое дерево — связь с мирозданием.

Не каждый современный ребёнок имеет своё дерево. Для некоторых мировой осью стал небоскрёб, фонарный столб во дворе, искусственная ёлка во дворце культуры — жалкое, неживое творение рук человеческих. Какой вокруг такого центра может завертеться мир: ни одной живой, пульсирующей нити.

Уберут эти современные мировые оси — и всё подобие порядка, что возникало вокруг, сразу и безболезненно исчезнет, никто и не заметит, ни на чьей судьбе не скажется. Не так с деревом живым, что стоит во дворе. Эту мировую ось жители стараются держать в порядке, причёсывают каждую весну, зажигают вечерами лампу, смотрят сквозь крону на звёзды. Верба объединяет жителей двора.

Но однажды «Собрались соседи и сговорились руку у дерева отрезать. А нам было жаль её — мы на нее качели привязывали, лазили по ней — она упруго пружинила, нас качала и баюкала. Отрезали. Не потерпело дерево такого измывательства — начало сохнуть с тех пор, как вместо ветки осталась одна уродливая культя. И стало дерево ветки сухие в соседей бросать: расшевелит кроной воздух, вызовет ветер, листьями грозно зашелестит — словно уже и дождь идёт.

Так оно и дождь накличет: соседи бегают по двору, белье снимают, кухни закрывают — а Верба как затрещит, размахнется — и ветку сухую как кинет! Все врассыпную! Тут словно проклятие нашло на наш двор — все перессорились, переругались. Перестали соседи дерево расчёсывать и убирать, и больше уже под ним не собирались».

Вроде бы ожидаемая развязка. Но новый повод для размышлений даёт нам Юрий Нечипоренко в последних двух предложениях. Верба по латыни, оказывается, — «слово». И если ещё раз вернуться к тексту, то высветятся причины гибели дерева и развала дружного соседства: слова — мощный импульс и для устранения хаоса и для уничтожения порядка — смотря как и что скажешь. За первой частью книги «Двор» идут рассказы о семье, объединенные в название части «Род», затем о старших классах — «Мир», и студенчестве часть 4 — «Волнуемое море».

Но читатель получает ещё и бонус — «Приложение», в котором автор рассказывает о себе и предлагает поразмышлять на тему, что значит «Думать по-русски». Книга о разном. Но крепко сцеплены всё рассказы вокруг одного центра, оси, дерева — автора, потому что, о чём бы он не говорил с читателем, он всегда искренен и серьёзен, чем и заслуживает доверия читателя. Евгения Шафферт (обозреватель рубрики «Книги для детей» проекта Fly-Mama)

Вспомнить, как смеются дети В 2012 г. издательство «ЖУК» (не насекомое, а попросту «Живая Умная Книга») удивило всех почитателей хорошей книги появлением серии «Для тех, кому за 10». В серии обещано целых двенадцать книг детских воспоминаний и художественных текстов, написанных по мотивам этих воспоминаний, и адресованы они всем тем, кому уже исполнилось 10. Книги будут интересны также родителям, ведь каждая история — это рассказ о нынешних папах и мамах, когда они были маленькими.

Кажется, что «ЖУК» всерьёз вознамерился разубедить всех, кто ещё думает, будто мемуарная литература — традиционное чтиво для пенсионеров и интеллигентных домохозяек. С двумя первыми книгами серии — рассказами Юрия Нечипоренко «Смеяться и свистеть» и рассказами и пьесами Ксении Драгунской «Мужское воспитание» — читатели могут познакомиться уже сейчас. Юрий Нечипоренко хорошо знаком читателям, благодаря отличным научно-популярным книгам о Ломоносове и Гоголе, а также книге рассказов «Начальник связи». Сборник «Смеяться и свистеть» состоит из множества коротких и ёмких по смыслу рассказов.

Они разделены на четыре части, в каждой из которых — четыре мира. Раскрываются эти миры постепенно, чем старше становишься — тем больше и понятнее каждый из них, а некоторые вообще проявляются уже тогда, когда тебе далеко за 10. В первой части с подзаголовком «Двор» автор рассказывает о людях и событиях, происходивших внутри и вокруг дома, где жила его семья.

Во дворе росла верба, за которой сначала ухаживали, а после погубили, вслед за деревом «погиб» и мир двора, а детство — закончилось. Жаль, ведь в этом мире было много всякого: библиотека и «охота за книгами», гаражи и соседи, а время от времени встречались три старика. О, какие замечательные старики! «Эти три старика живут у меня во сне: Тот, Кто Кладёт Печи, Тот, Кто Точит Ножи и Тот, Кто Даёт Книги». Вторая часть озаглавлена «Род» и повествует она о семье и семейных отношениях.

Бабушки, дяди и тёти, Мама и Папа. Нечипоренко рассказывает какие-то короткие случаи из жизни, диалоги и эпизоды, которые для него самого невероятно важны, объясняет, почему именно этот случай для него особенно важен, как он повлиял на него. В рассказе об отношениях с папой «Смеяться и свистеть» — два «серьёзных мужских разговора», вроде бы совершенно типичных, но автор позволяет послушать их не с позиции взрослого, а с точки зрения ребёнка, который видит в этих вполне нормальных вроде бы упрёках едва ли не предательство взрослого.

Впрочем, он прощает папу, потому что у них «род», у них, кажется, был очень хороший отец в семье. А рассказ «Три ведра» — он о маме, о том, что именно мама научила сына строить грандиозные планы, не бояться самой смелой мечты и тут же пытаться воплотить эту самую мечту в действительность. Очень важно сказать маме: «Спасибо, мама. Я тебя люблю».

Да и всем остальным родным людям! «Мы едем с дядей в кузове, сидим за пазухой у азартного газика и молчим. Дядя может мне сказать: — Как ты вырос! А я ему: — Как вы погрустнели!

Дядя большой и грузный, и грустный тоже, но не горе-грустный, а добро-грустный!» Третья часть и третий мир так и называется «Мир». Она о людях и отношениях, о чувствах, которые испытываешь к людям, и о занятиях, которые с этими людьми связывают. Там мы прочитаем об однокласснице Тане, о домашних животных, об увлечении велосипедом и об участии в школьных олимпиадах. Неудачная поездка в лагерь, первый алкогольный коктейль и равнодушная учительница физики Ольга Ивановна… «Я старался прислушиваться к сигналам из будущего — и услыхал, что математика меня оттолкнула, а физика — привлекла».

После можно почитать о том, как Юрий Нечипоренко вырос и поступил на физический факультет МГУ. Здесь главные события — это дифференцирование, квантовая механика, игра в волейбол и регулярные посещения филологического факультета, которые повлекли за собой женитьбу на одной из его студенток. Завершают книгу эссе автора: рассказ о себе и рассуждения о русском языке. «Всё время инстинктивно нарушал границы детского и взрослого (за что бывал бит критиками)», — так пишет о своих произведениях Юрий Нечипоренко. Все его тексты адресованы одновременно детям и взрослым, это не те книги, которые «рано» или «уже поздно» читать — они всегда вовремя. Рассказы из книги «Смеяться и свистеть» покажут подросткам, как сильно отличается мир вещей и смыслов нынешнего детства и детства поколения автора книги, вместе с тем, они помогут лучше узнать и понять себя самих — первая сигарета, упрёки от родителей, домашние питомцы, школьные друзья по-прежнему актуальны.

Уникальный проект «Для тех, кому за десять» объединил лучших писателей На 15 национальной ярмарке «Книги России» был представлен уникальный литературно-издательский проект издательства «ЖУК» для семейного чтения «Для тех, кому за десять». Цель проекта — предложить читателям книги, основная идея которых — связь между детьми и взрослыми, близкие, доверительные, радостные отношения и как результат — мир и согласие в душах людей. В проекте выбраны такие истории детских писателей, которые дороги самим авторам и могут затронуть каждого лично: воспоминания детства (в этом смысле большая часть серии — литература нон-фикшн).

Главные темы серии — преемственность поколений, взаимоотношения между детьми и взрослыми, династии. Объединяет книги в серию и то, что истории, содержащиеся в них, дают пищу как сердцу и уму ребёнка, так и взрослому, — возникает возможность разговора, общения, обсуждения прочитанного в семье и в школе. На размышления наталкивают жизненные коллизии, о которых честно рассказывается в книгах. Оформление и иллюстрации для серии создают лучшие российские художники книги.

Автор проекта — Юрий Нечипоренко — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог, исследователь и популяризатор творчества Николая Гоголя, Михаила Ломоносова и Гайто Газданова. По специальности биофизик, доктор физ. -мат. наук. Автор ряда публикаций в спортивной журналистике. Автор книг: «Ярмарочный мальчик» (ЖУК, 2009), «Помощник царям» (МГУ, 2011), «Начальник связи» (АХМ, 2010, 2012), «Ломоносов: рыбак-академик» (Фома, 2011), «Помощник царям» (МГУ, 2011), лауреат премий «Заветная мечта», премий имени Алексея Толстого, имени Сергея Михалкова. В серии «Для тех, кому за десять» писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истории эти можно рекомендовать как хороший перевод со «взрослого» на «детский» для всех ребят, которым любопытны не столько выдумки, сколько настоящая, реальная жизнь, — и конечно, как «лекарство от сухости» тем взрослым, которые уже подзабыли детство.

Важно не только то, что сочиняет писатель, — но и то, как он это делает. Девиз серии «Для тех, кому за 10» отметает всякий «расизм» по возрасту, всякий «взрослизм». Взрослые говорят порой: «тебе этого не понять!» Как обидно слышать эти слова… Хороший писатель может рассказать о самых сложных вещах и переживаниях так, что сможет понять ребёнок.

Такие писатели будут в серии. Ксения Драгунская, Александр Дорофеев, Сергей Георгиев, Михаил Есеновский, Сергей Седов… В марте 2012 года вышла из печати первая книга проекта — «Смеяться и свистеть» Юрия Нечипоренко. Рассказы в этой книжке полны простодушия, искренности и озорства. Автору удаётся писать так, чтобы было интересно взрослым и детям.

Недаром его книги о Гоголе и Ломоносове получили восторженные отзывы как критиков, так и подростков. Книга впервые полно представляет Нечипоренко-прозаика: она полна коротких историй, в которых почти отсутствует вымысел — но есть чудеса, которые являет нам живая жизнь. Автор доверительно сообщает читателю очень рискованные вещи, истории мальчишеских триумфов, обид и унижений — но делает это с таким тактом и вкусом, что рассказы его будут интересны самому широкому кругу читателей — независимо от пола и возраста.

<< Вернуться на предыдущую страницу

kodowanie html5 css, projektowanie stron internetowych , PSD2HTML, PSD HTML, proste strony www, cięcie PSD, tworzenie stron,